Відкриваємо двері дітям



Блоги

3291 0

ЛИКВИДИРОВАТЬ ИЛИ СОХРАНИТЬ?

Как-то еду в трамвае, на задней площадке стайка пацанов.  Пожилой сосед грустно заключил: «На завод едут, там теплые колодцы, в них и ночевать будут».

Еще снизу все громче стали раздаваться голоса, критикующие нынешние интернаты.  Увы, накопилось у них за долгие годы масса всяких бед и "негараздів" как по образовательной, так и по воспитательной части. Плюс к этому предельная скромность в обеспечении всем необходимым. Замкнутость пространства, дедовшина, иждивенчество – далеко не все их беды.

Все это и подвигало общество и государство к реформе самой системы социальной защиты детей. Проводить ее решено было по современному. Ставка была сделана на возвращение детей в семью,  приемные семьи, строительство домов семейного типа, сохранение семьи как таковой, как прежде говорили – "ячейки общества".

Реформа развернулась, что называется, по всем фронтам. Города находили резервы жилищного фонда и передавали приемным семьям большие квартиры, от щедрот своих меценаты строили целые дома для таких семей. Городские совет спешили одарить их всем необходимым. Пресса громко, во весь голос говорила о важности подобных акций. Вырабатывалось новое отношение и к интернатам. Часть из них »оптимизировалась». Интернат, заметим, -учреждение дорогое,  тем более если его здание неуклюжее, требующее немалых затрат, а детей в интернате не так много. Много ли дала такая "оптимизация", читай экономия, еще посчитать нужно, во всяком случае, села, где тоже "оптимизировали" школы, вскоре хирели,словно из них душу вынули. Как альтернатива интернатам предлагаются Центры социальной защиты, набор социальных услуг. Словом, на то она и реформа, чтобы предлагать новации.

   Справедливости ради нужно заметить, инициаторы реформы социальной защиты детей как главное ее условие ставят задачу побудить общество задуматься, а все ли у нас в этом смысле в порядке. Ой, не все. Проблем тут вполне хватает. Например, почему те же приемные семьи нередко возвращают сирот обратно. А ведь для  отвергнутого ребенка это травма. Второе, даже если представить, что все богатые вдруг заболеют меценатством, хватит ли этого, чтобы обеспечить все приемные семьи жильем? Третье, педагогика сильна тогда, когда она разнообразна, потому и школы должны бать разными – общеобразовательными, лицейскими, гимназическими… Так, может быть, и интернатскими тоже? Четвертое, в педагогике не проходят типовые схемы. Что же будет, когда мы массово введем Центры социальной помощи?  И ведь это далеко не все неудобные вопросы по реформе. Слава Богу, мы приходим к выводу: через колено решать ничего нельзя, нельзя идти на реформы, не посоветовавшись с общественность, тем более родительской.

И еще одно важное замечание.  В Донбассе сегодня война, как ее ни назови, стреляют. А это значит, что сирот прибавилось, прибавилось заболевших детей. Общество не может оставить их без внимания и заботы.  Особого внимания требует сам регион и его дети и не важно, в зоне АТО они, или нет. Главное, чтобы не в сыром подвале. Поэтому, думай, реформа, слушай, помогай, но спеша, все-таки не торопись.

самопідготовка

Нынешний интернат в небольшом городке Донбасса Святогорске начинался с детского дома N 3. Организован он был  в 1949 году. Со временем детский дом, само название которого пахло сиротством,  поменял статус и стал интернатом. Собственно, а почему бы и нет, раз за рубежом, такие считаются учреждениями элитными и вполне престижными. Замысел по поводу интернатов как таковых, вероятно, был именно таким, другое дело, как его удалось воплотить.

Но вернемся к интернату в Святогорске. Поскольку находился он в лесу, то и назвали его люди лесным.

Признаться, в калитку его вошел не без предубеждения против самого слова "интернат". То ли стереотип срабатывал, то ли вспомнились виденные когда-то одинаково стриженные головы его воспитанников, их такие же одинаковые "одежки и обутка",  обидные прозвища "инкубаторские". Специалисты утверждают: это  только цветочки.  Интернаты оказались весьма восприимчивыми и к другим болезням, часто присущим взрослому обществу. Сами взрослые часто просто отбояривались и продолжают отбояриваться, отправляя детей в интернаты: "лишь бы не на улице", а дальше хоть трава не расти.

Мы не сразу пришли к пониманию необходимости смены курса, смены методов защиты детей, для которых семью все-таки ничем не заменишь. Мы не сразу открыли для них двери в семьи приемные, не сразу взялись строить для них дома и одаривать квартирами. Но призыв: сиротству – нет все-таки прозвучал. Само это благородное движение сегодня все больше ширится, а люди все больше стали задумываться о непреходящей ценности семьи. И чем  шире и глубже это движение, тем острее вопрос о самих интернатах. Одно только смущает, а не выплеснем ли мы вместе с водой и самого ребенка, в едином порыве быстро и решительно, ударными темпами не поспешим ли причесать всех под одну гребенку, не отметем ли в угоду радужных отчетов чьи-то несогласные мысли и предложения, как это, увы, уже бывало и раньше.

Провести меня в учительскую взялся встретившийся во дворе интерната Володя Алексеев. По дороге мы с ним поболтали о том, о сем.

- Когда нас в Макеевке стали сильно бомбить, нас мама сюда решила отвезти,- сказал Леша.- Мы тут с братом Сашкой вместе.  Да нас тут много таких где сильно бомбили: из Горловки, Донецка, Снежного и других мест.

Володя довел меня до учительской, посопел у ее дверей, потом вошел и доложил, что вот, мол, так  и так, к вам пришли и с чувством исполненного долга побежал по своим делам.            

 - Вообще-то у нас не только дети, попавшие в зону АТО,- рассказала потом завуч интерната Татьяна Николаевна Крыжановская. – Всего их 206, 104 – из войны и еще  из 36 городов области. Интернат-то мы особенный, если точнее общеобразовательная санаторная школа-интернат  N 12. А поскольку мы находимся в сосновом лесу, то и профиль у нас тоже особенный.  Мы принимаем детей с заболеваниями органов дыхания. Раньше говорили, с «затухающим туберкулезом». Предлагаем им оздоровительный курс, углубленный медицинский осмотр,  санаторное пятиразовое питание, комплекс лечебной физкультуры.   И при этом мы – интернат, учреждение круглосуточного пребывания детей.

медобслуговування 2

Слово « интернат» Татьяна Николаевна произносит с какой-то тревогой, словно боясь чего-то.  Да, дети ухожены, присмотрены, накормлены, а в Святогорске еще и обследованы, находящиеся на лечении, но  ведь… интернат. Дети целый год здесь. И еще неизвестно, на каком слове высокое начальство сделает ударение – « школа», «оздоровление» или « интернат».

- У нас нет «неблагополучных» детей, детей-сирот, закрытого пространства и какого-то особого режима. Мамы-одиночки, папы, опекуны всегда могут общаться с детьми, хоть это и интернат. Нужно их понять, что называется, войти в положение: ну не вытянут они сами дорогостоящее лечение «затухающего туберкулеза». Спасибо, нам фонд "Развитие Украины" много помогает. Вот машину передал, детскую площадку открыл, тренажерный зал оборудовал, к Новому году ребята всегда с подарками.

Да, в интернате во многом самообслуживание, но разве  это плохо, когда ребенок и кровать свою может заправить, и посуду убрать, а надо, и постирушку сделать. У нас в интернате четыре года не было ремонта, но он все так же выглядит словно с иголочки и ни одной надписи типа "Людка - сплетница" вы не найдете на его стенах. Домашний же ребенок, возвратившийся из школы и уткнувшийся в компьютер, при занятых целый день родителях еще не гарантия того, что из него вырастет самостоятельный человек.

Теперь о приемных семьях. Слов нет, дело хорошее.  Тепло таких семей ничем не заменишь. Но давайте будем реалистами – их сразу не найдешь, всем  дома тоже не сразу дашь. Вот в Святогорске на несколько тысяч его жителей всего две такие семьи – Сербиных, в ней 16 приемных детей и Мильченко – четверо приемных детей. Что это значит? А то, что не учитывать всего этого просто нельзя, а решать с закрытием интернатов нужно сугубо индивидуально и каждый раз обязательно спрашивая самих детей.

К нашему разговору подключается заместитель директора школы Татьяна Николаевна Деркач.

- Особое внимание должно быть обращено на интернаты оздоровительные, по сути, детские здравницы,- говорит она. – Из 45 интернатов Донецкой области таких девять. В Алексеево-Дружковке и Ясиноватой работают интернаты для детей-сколиозников, в Горловке – для «сердечников» и так далее. С одинаковой меркой к ним подходить никак нельзя, хоть они тоже интернаты. Мы потеряем и специализированную базу, и опытных медиков, да и педагогов тоже. Даже у нас в курортном Святогорске не хватает учителей. Причина проста – нет жилья. Так, может быть, не ставить под вопрос такие интернаты надо, а напротив - помочь им.

разом з духовним наставником

Школа-интернат в Святогорске – небольшой городок под соснами. Свой музей у школы, свой кабинет христианской этики, школа дружит со Святогорской Свято-Успенской лаврой, у нее множество предметных кружков. Школа планирует строительство своего спортзала и реконструкцию дополнительного корпуса. Так что не такой уж он и бедный этот интернат… А, может быть, и «волну не стоит гнать», вступаясь за такие детские учреждения?

Ой, стоит. В том же Святогорске вы встретите десятки закрытых детских лагерей, где царит сегодня полное запустение. В лучшем случае на их месте сегодня фешенебельные отельчики. Наверное, они тоже нужны, но кто же замолвит слово о детских лагерях? Богатенькие домики подпирают и лесной интернат, и это тоже тревожит его педагогов.

Интернат, интернат, интернат! А, может быть, ну его это слово. Ну не получилось у нас с этим замыслом, не стали наши интернаты как в Европе элитными и престижными. И перевоспитывать выросшее в них поколение государству дороже, чем содержать их. Семья лучше, в семье теплее и уютнее, за нею будущее. Собственно, кто же спорит. Только есть тут одно предостережение. Помните, как в песне: «не рубите, мужики!»

Мы уже отказались от колхозов, которые по оценкам западных экспертов были оптимальной формой организации сельхозпроизводства. Мы закрыли шахты, у которых еще был уголек. Давайте не будем наступать на те же грабли с интернатами…

Есть в лесном интернате Святогорска правило: сделал доброе дело - получи "леснушку" - валюта это такая тут. Потом на школьной ярмарке ты на нее купишь тетрадки, карандаши, какие-то поделки…

Давайте сначала заработаем этих "леснушек".




Николай Столяров

Николай Столяров

Увійдіть,
як користувач:




Коментарi

нема коментарів

Вийти
Увійдіть,
як користувач:
увiйти